ПОДМОСТКИ\\\ЖУРНАЛ

Развитие дикции у взрослых по системе К. С. Станиславского

Когда мы общаемся с человеком, который не проглатывает звуки, не причмокивает и разговаривает без слов-паразитов, он сразу привлекает внимание и запоминается. У такого человека поставлено дыхание, отработаны сложные сочетания звуков и отдельные буквы.

Он легко выступает на публике, разборчиво выражает свои мысли и увлекает историями.

Первым делом разомнем мышцы рта

Сначала нужно провести артикуляционную зарядку. Она облегчает проговаривание звуков и делает вашу речь четкой и внятной.

Пять упражнений для развития голоса:

1. Вытягиваем язык как можно дальше, затем возвращаем обратно и заводим как можно глубже. Повторяем 30-60 секунд.

2. Закрываем рот, проводим языком по внутренней поверхности зубов: сначала по часовой стрелке, затем против. В каждую сторону по 10 вращений.

3. Вытягиваем губы в трубочку на 5 секунд, затем растягиваем в широкой улыбке. Повторяем 30-60 секунд.

4. Надуваем щеки и внутри рта «перекатываем» воздух по кругу — повторяем 30-60 секунд.

5. Разминаем лицевые мышцы: корчим рожицы, выпучиваем глаза, надуваем щеки в течение 30-60 секунд.

Второе — ставим дыхание

Поставленное дыхание помогает не задыхаться и не останавливаться на середине реплики. С правильным дыханием голос говорящего не дрожит, а все звуки отчетливо слышны и понятны — никаких западаний и проглатываний.

Упражнения для тренировки дыхания:

1. Открываем рот, дышим через нос — повторяем 5 раз.

2. Слегка прижимаем ноздри, вдыхаем и выдыхаем через нос 5 раз.

3. Одну ноздрю закрываем пальцем, делаем 5 вдохов и выдохов. Затем меняем ноздрю и делаем то же самое. Можно поменять палец ради интереса.

4. Вдыхаем носом, затем резко выдыхаем и быстро втягиваем мышцы живота — делаем вакуум. Повторяем 5 раз.

5. Вдыхаем медленно носом, выдыхаем через небольшое отверстие между губами — повторяем 5 раз.

Третье — отрабатываем согласные

Согласные должны звучать четко, без проглатывания и заваливания, иначе зритель или слушатель не смогут правильно понять говорящего. Отработку согласных обычно начинают с простых слов, затем постепенно переходят к сложным.

Мы составили специальную таблицу — пройдитесь по словам сначала медленно, затем быстро. Сложные сочетания прочитайте несколько раз.

Четвертое — отрабатываем гласные

Гласные звуки формируют интонацию и ударение, делают речь плавной и превращают ее в мелодию. Если не отработать гласные, вы не сможете полностью выразить эмоции и правильно передать их через текст.

Мы составили специальную таблицу для тренировки, произносите каждое слово сначала вслух, затем шепотом.

Пятое — отрабатываем сложные сочетания

Чтобы не спотыкаться на словах, тренируйте произношение сложных звуков. В следующих упражнениях произносите слова и сочетания звуков сначала медленно, затем быстро.

Трудные сочетания. Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто, лра, лря, лру, лрю, чра, шра, рло, мфо, рли, мфе.

Взрывные и конечные согласные. П! Пь! Т! Ть! К! Кь! Пу! По! Ту! То! Ку! Ко! Бу! Бо! Ду! До! Гу! Го! Ру! Ро! Бу-Бу-Бу-Бу-Бупп! Ба-Ба-Ба-Ба-Бапп! По этому принципу чередуют все парные согласные с каждой из гласных, в конце должен отчетливо слышаться «взрыв».

Звуковые ряды. Забиваем гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!

Имитируем лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!

Бросаем воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

Слова с трудными сочетаниями звуков. Бодрствовать, опубликовывать, мудрствовать, проиллюстрировала, фантасмагорический, ревербератор, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, протестантство, сверхвстревоженный, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, философствовать, горазд всхрапнуть, мелкокалиберными.

Шестое — учим скороговорки

Скороговорки нужны, чтобы сделать речь четкой. В них главное –– передавать смысл текста и не проглатывать слова при быстром темпе произношения. Поэтому чем чаще человек читает скороговорки, тем понятнее становится его речь. Каждую скороговорку сначала прочитайте в медленно темпе, затем постепенно ускоряйте и доведите до максимально быстрого темпа.
  • Алый отблеск Гималаев на поля Непала пал.
  • Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.
  • Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.
  • Гонец с галер сгорел.
  • Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
  • Инцидент с интендантом.
  • К Габсбургам из Страсбурга.
  • Королева кавалеру подарила каравеллу.
  • Либретто «Риголетто».
  • Около колодца кольцо не найдется.
  • Перепелка перепелят прятала от ребят.
  • Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
  • Сачок зацепился за сучок.
  • Сел сокол на гол ствол.
  • У елки иголки колки.
  • Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
  • Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
  • Шёл спуск пушек с сопок и со скал.
  • Щипцы да клещи – вот наши вещи.
  • Яшма в замше замшела.
  • Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
  • В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.
  • Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
  • У короля Кларика краля, у королевы Карлайлы – карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара. У Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, а Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла - кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару, за кражу кораллов у карлика Карла, а Кларик король Карла карал, того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, слушал бы Кларик кларнет своей крали, а Карл подарил кораллы Карлайле.
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  • Вместо рубахи не носите брюк вы, вместо арбуза не просите брюквы, цифру всегда отличите от буквы, и различите ли ясень и бук вы?
  • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
  • Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  • Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
  • У королевы был кавалер. У кавалера была королева. Кто королева? А кто кавалер?
Обучение Речь Прокачка
Made on
Tilda